Михаил Аркадьев. Камерный оркестр Смоленской филармонии
Михаил Аркадьев – российский дирижер, пианист, композитор, теоретик музыки, философ, доктор искусствоведения, заслуженный артист России. Автор уникальной «Системы высших пианистических приемов», крупный исследователь творчества и музыкального языка И.С. Баха.
Михаил Аркадьев родился 15 марта 1958 года в семье с древними музыкальными и художественными корнями (прабабушка со стороны отца – итальянская дворянка, дед со стороны отца – создатель и главный художник Санкт-Петербургского (Ленинградского) Ботанического музея, прадед со стороны матери был кантором Московской синагоги, дед – скрипачом в оркестре Большого театра).
Играть и импровизировать на рояле Михаил начал самостоятельно в 13 лет, затем брал уроки у известного педагога А.Д. Артоболевской. В 1974 году поступил в Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу фортепиано Я.И. Мильштейна, затем А.И. Соболева. Теорию музыки изучал у Ю.Н. Холопова. Окончил училище в 1978 году. Продолжил свое образование в Российской Академии музыки им. Гнесиных (тогда ГМПИ им. Гнесиных) у А.А. Александрова (1978 по1983 гг.), у него же в 1988г. закончил аспирантуру по классу специального фортепиано. Также Михаил Аркадьев занимался композицией с А.Г. Шнитке и Р.С. Леденевым, дирижированием – с В. Нельсоном, Ю. Симоновым. Как музыкальный ученый развивался под руководством Ю.Н. Холопова, М.Г. Харлапа и Л.А. Мазеля.
В 1988-1998 гг. Михаил Аркадьев работал в тесном сотрудничестве с гением русской музыки Г.В. Свиридовым. Совместно с Дмитрием Хворостовским принимал непосредственное участие в замысле, создании и комментировании последнего крупного вокального сочинения Г.В. Свиридова – поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на сл. А. Блока, и был первым его исполнителем.
Первые сольные концерты Михаила Аркадьева за рубежом состоялись в 1989 г., в это время он становится постоянным участником и музыкальным директором фестиваля фортепианной и камерной музыки «Русские вечера» в г. Морзум (ФРГ). Как пианист выступает со многими выдающимися дирижерами: Вл. Федосеевым (гастроли с Большим симфоническим оркестром и оркестром Wiener Symphoniker), Ю. Симоновым, Р. Кофманом, Вл. Понькиным, С. Скрипкой и другими прославленными музыкантами.
Как пианист работал с народным артистом России Дмитрием Хворостовским (1990 – 2003 гг.). Выступления дуэта проходили на таких сценах мира как Carnegie Hall, New York, Davis-Symphony Hall San Francisco, Kennedy Center Washington, Princeton University Hall Princeton, Chicago Lyric Opera, Wigmore Hall London, Queen Elizabeth Hall London, Barbican Center London, Opera La Fenice Venezia, La Scala Milan, Foundation Gulbenkian Lisbon, Opera Theater Liceo Barcelona, Palao di Musica Barcelona, Salle Pleyel Paris, Opera Bastille Paris, Opera Lyon, Opera Lille, Opera Toulouse, Konzerthaus Bregenz, Staatsoper Hamburg, Brahmssaal Musikverein Wien, Konzerthaus Wien, Kammermusiksaal Berlin Philharmony, Deutsche Opera Berlin, Philharmonia Koeln, Alte Opera Frankfurt a.M., Herculessaal Munich, Concertgebouw Amsterdam, Opera Monte Carlo, Opera Haus Sidney, Town Hall Sidney, Symphony Hall Melburn, Opera Rio de Janeiro и на многих других сценах Европы, Юго-Восточной Азии, Австралии, Новой Зеландии, Северной и Южной Америки. Звукозаписывающими фирмами «Филипс» и «Делос» выпущены 3 компакт-диска дуэта (1995,1996, 2004). Совместно с Хворостовским является автором новой исполнительской редакции поэмы Г. В. Свиридова «Отчалившая Русь» (на сл. С. Есенина) (изд. «Музыка», 1996 г.).
С 1998 года Михаил Аркадьев работает как дирижер. Сотрудничал с такими оркестрами как Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Симфонический оркестр России, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Волгоградский Академический симфонический оркестр, Красноярский Академический симфонический оркестр, Саратовский филармонический оркестр, Бразильский симфонический оркестр (Рио де Жанейро), Московский камерный оркестр Musica Viva, Красноярский камерный оркестр, Архангельский филармонический камерный оркестр, и со многими др. В качестве приглашенного дирижера Михаил Аркадьев работал в Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» (1998 г.), в Пермском Академическом театре оперы и балета (1998-2000 гг.), в Ростовском оперном театре (2002 г.), был главным дирижером и музыкальным руководителем Государственного театра «Волгоградская оперная антреприза», ныне «Царицынская опера» (2002 – 2005 гг.). В период с 2007 по 2011 гг. – главный дирижер и художественный руководитель Тихоокеанского симфонического оркестра (Владивосток). С 2012 г. – приглашенный дирижер симфонического оркестра г. Чанша (Changsha Symphony, Китай).
Сочинения Михаила Аркадьева исполняются на отечественных сценах и за рубежом. В 1995 г. в Лионе (Франция) состоялась мировая премьера его сочинения «Missa brevis» для смешанного хора, детского хора и органа (на латинские тексты) и запись на фирме «REM» (Франция, 1995 г.). В 2017 г. в Гамбурге состоялась премьера «Пассакалий» для органа, скрипки и виолончели, посвященных А. Шнитке и М. Лубоцкому. В числе исполнителей произведений Михаила Аркадьева: М. Лубоцкий, А. Рудин, В. Симон, Б. Андрианов, А. Сафиулин, Вл. Байков, Т. Куинджи.
Михаил Аркадьев не менее известен, как ученый и педагог. Заведующий кафедрой фортепиано Академии Хорового искусства (1992 – 1999 гг.), доцент кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных (с 1999 г.), с 2012 г. профессор-куратор кафедры фортепиано Музыкального колледжа Hunan Institute of Science and Technology (Китай). Начиная с 1989 г., как в России (от Петербурга до Владивостока), так и за рубежом (Германия, Австрия, Италия, Франция) музыкант проводит циклы мастер-классов «Мастерские Михаила Аркадьева» на основе разработанной им «Системы высших пианистических приемов». Михаил Аркадьев – доктор искусствоведения, автор монографий по теории и истории метроритма и артикуляции (2003 г.). Как музыкальный теоретик разработал концепцию «незвучащей» «неакустической» основы как базового элемента ритмической системы новоевропейской музыки. Ввел термины «время-энергия», «хроноартикуляционный процесс», «гравитационная ритмика», «осевая пульсация», «парадоксальная лига» и др. По оценке авторитетного музыковеда и педагога, одного из основателей советской теоретической школы Льва Мазеля, новаторские идеи Аркадьева продолжают и развивают стадиальную теорию ритма М.Г. Харлапа.
Как философ Михаил Аркадьев – автор оригинальной философско-антропологической концепции «лингвистической катастрофы».
С августа 2018 года Заслуженный артист России Михаил Аркадьев – главный дирижёр и художественный руководитель Камерного оркестра Смоленской филармонии.
31 августа 2018 г. на сцене концертного зала имени М.И. Глинки состоится первый концерт Михаила Аркадьева за дирижерским пультом Камерного оркестра Смоленской филармонии.