Смоляне услышали программу "Дорогами Высоцкого" на сцене областной филармонии

5 октября 2019 года на сцене Смоленской областной филармонии состоялся концерт «Дорогами Высоцкого», организованный в рамках Осеннего молодёжного форума Московской консерватории «Партитура будущего» при поддержке Фонда развития творческих инициатив (художественный руководитель фонда - профессор Александр Соловьев). В этот вечер смоленская публика получила редкую возможность услышать знакомые всем песни в необычной аранжировке - в концерте приняли участие Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева, органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривитская, пианист Михаил Кривицкий, вокалисты, преподаватели Московской консерватории Тарас Ясенков и Мария Челмакина, актёр Петр Татаринцев, а также директор дома-музея Высоцкого, сын великого поэта Никита Высоцкий.

«Дорогами Высоцкого» - уникальный проект, созданный Евгенией Кривицкой, Александром Соловьевым и Никитой Высоцким, в котором соединились музыка, слово и видеоряд (премьера состоялась 9 мая 2018 года в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Дню победы посвящается...»). Имя Владимира Высоцкого, без сомнения, дорого каждому русскому человеку; уже при жизни барда его песни были «разобраны» на цитаты, а неповторимый, с хрипотцой голос можно было услышать поистине отовсюду. С момента появления первых песен прошло более 50-ти лет, но наследие поэта нисколько не устарело, напротив, в нем открываются всё новые смыслы, подталкивающие к оригинальным прочтениям. Подобная новаторская трактовка была представлена 5 октября в Смоленске – на концерте прозвучали мелодекламации на стихи Высоцкого с сопровождением хора, органа и фортепиано, хоровые транскрипции. Такая интерпретация отвечает особенностям поэтики барда: звучание органа подчеркивает серьезность и глубину затрагиваемых им философских вопросов, а хоровое исполнение соответствует одной из ведущих идей его стихов – по мнению одного из исследователей, «балладный мир Высоцкого стоит на глыбе слова «Мы».

Основу программы составили песни, посвященные теме войны. Она была среди важнейших тем творчества Высоцкого, с невероятным реализмом ему удалось отобразить эту, возможно, самую трагическую страницу русской истории. Примечательно, что от имени фронтовиков бард говорил не только в песнях, но и со сцены театра на Таганке в спектакле «Павшие и живые». Фрагмент его интервью об этом спектакле был показан в начале концерта, став символичным эпиграфом.

Подлинным украшением концерта стало выступление Никиты Высоцкого, прочитавшего стихи своего отца и исполнившего мелодекламации и песни. Его голос удивительно сходен по тембру с голосом Владимира Высоцкого, что придало неповторимую выразительность звучанию драматических песен – «Мы вращаем землю» (выпуклость образов которой подчеркнул «Хорал» К. Бодрова), «Полчаса до атаки», «Ну вот исчезла дрожь в руках». С не меньшей эмоциональностью артист интерпретировал лирическую песню «Здесь лапы у елей дрожат на ветру», проникновенность которой ещё усиливало звучание органа.

Камерный хор Московской консерватории и солисты Мария Челмакина и Тарас Ясенков в полной мере продемонстрировали присущее им мастерство. Голос солистки, паривший над залом, внёс особую задушевность в хор С. Екимова «Люблю тебя сейчас», а исполнение Т. Ясенковым «Баллады о времени» и «Баллады о борьбе» по экспрессивности было близко пению самого Высоцкого. Нельзя не упомянуть превосходную игру инструменталистов – Евгении Кривицкой, Михаила Кривицкого и Мирослава Георгиевского (ударные), способствовавшую раскрытию всех оттенков эмоционального содержания песен.

В этот вечер смоленская публика получила возможность услышать не только знакомые всем стихи Высоцкого в необычной аранжировке, но и сочинения А. Шнитке, К. Бодрова и С. Екимова, органично «вписавшиеся» в программу. Особенно запомнился завершивший концерт цикл талантливого современного композитора С. Екимова «Три стихотворения Владимира Высоцкого». С большой тонкостью он воплотил возвышенную скорбь песни «На братских могилах», искреннее чувство в «Люблю тебя сейчас», драматизм и решительность «Военной песни», в которой эффектное соло ударных изображало одновременно и чеканный шаг солдат и грохот выстрелов. Оригинальность прочтения и мастерство артистов не могло не вызвать живой отклик в сердцах слушателей - после концерта публика, охваченная глубоким чувством, стоя аплодировала артистам.

Музыковед Московской консерватории Анна Горшкова

фото Ольга Хоменкова